Детский сад №14 «Родничок» ,город Алатырь

образование

Конспект проведения занятия по программе «Социокультурные истоки» в дошкольном образовании

с детьми подготовительной к школе группы

на тему:

«Чудотворный образ»

 

 

 

 

Воспитатель высшей категории Сизова Елена Александровна

 

 

 

  2020 год

Конспект проведения занятия по программе «Социокультурные истоки» в дошкольном образовании

с детьми подготовительной к школе группы

на тему:

«Чудотворный образ»

 

Цель: сформировать у детей представление о праведной жизни и светлом образе русского святого Преподобного Сергия Радонежского  с целью воспитания духовно-нравственной основы личности ребенка старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции Образа».

2. Дать детям представление о праведной жизни чудотворца Преподобного Сергия Радонежского.

3. Продолжить формирование представлений детей  о взаимосвязи  прошлого, настоящего и будущего.

4. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру, любовь к родному Отечеству, интерес к светлым образам русских святых, к истории Отечества.

Предварительная работа:

чтение детям второй части книги № 3 «Светлый образ» и одноименной книги для развития речи под общей редакцией И.А. Кузьмина; рассматривание иллюстраций по рассказу «Куликовская битва», беседа по рассказу «Куликовская битва,  художественно-продуктивная деятельность  рисование «Храмы города Алатыря»/

 Словарная работа.

Введение в активный словарь детей слов-понятий: многомощная, подвиг, чудотворец.

Материал для занятия:

Книги для развития детей №3 «Светлый образ»,  презентация на тему « Куликовская битва»; аудио запись «Колокольные звоны», художественный образ Преподобного Сергия Радонежского;   мультимедийный проектор, материал для художественно - продуктивной деятельности, простые карандаши.

Ход занятия:

 Присоединение

Дети и воспитатель образуют полукруг. Звучит аудио запись «Колокольные звоны Свято - Троицкой Сергиевой Лавры». Чтение  педагогом стихотворения  Е. Санина «Преподобный Сергий Радонежский»:

На подвиг князя провожая,

Он, волю неба выражая,

Монахов дал ему с собой

На зримый и не зримый бой

Своей молитвой многомощной

Молился Сергий денно-нощно

За наших предков и… за нас—

Ведь битва длится и сейчас!

Демонстрация слайда «Преподобный Сергий Радонежский»

В; -Дети, вы догадались,  о чем пойдет сегодня на занятии мы будем разговаривать?

В; - Да,  вы правильно догадались, что сегодня мы будемговорить

о чудотворном образе Преподобного Сергия Радонежского. 

Дети садятся полукругом на стулья, лицом к экрану.

 Разговор-беседа с детьми

по прочитанным произведениям второй части книги «Светлый образ»

Демонстрация слайда «Куликовская битва»

В ; - Дети, давайте мы вспомним , какие рассказы и стихи мы с вами читали во второй части книги «Светлый образ», которая называется «Чудотворный образ».

-О каком событии рассказывает нам рассказ «Куликовская битва?»

Демонстрация слайда «Великий князь Дмитрий Донской»

Вопросы к детям:

 *Кто был Великим князем Московским в ту пору?

*Как Великий князь Дмитрий объединил русские города?

*Почему и князья, и народ шли к Преподобному Сергию Радонежскому за советом?

*Почему без благословения Преподобного Сергия Великий князь Димитрий не решался вступить в битву с лютым врагом? 

*Почему богатырь Александр Пересвет победил непобедимого прежде великана Челубея?»

*Как сражался в Куликовской битве Великий князь Дмитрий?

Дети и воспитатель стоят в  полукруге около экрана

Демонстрация слайда « Преподобный Сергий Радонежский  видит исход битвы».

Вопросы к детям:

*Как  Преподобный Сергий Радонежский  помогал нашим воинам в Куликовской битве?

*Почему и князя Димитрия Донского, и Преподобного Сергия называют защитниками земли Русской?

*Почему Преподобного Сергия называют Чудотворцем всея Руси?

Педагог обобщает ответы детей:

В;- Немало на долю нашего Отечества выпало тяжелых испытаний, и послал Господь на помощь прозорливого чудотворца. Благословенное Преподобным Сергеем Радонежским  войско одержало славную победу над татаро - монголами на Куликовом поле.

В;- В дружине Димитрия Донского  сражались смелые воины, настоящие русские чудо-богатыри.  Я предлагаю и вам поиграть в игру «Богатыри».

Физкультминутка «Богатыри»

Дружно встанем – раз, два, три – (дети шагают на месте) 

Мы теперь не просто дети,

Мы теперь - богатыри! (руки согнуты в локтях, показывают «силу») 

Мы ладонь к глазам приставим,(правую руку подносят козырьком к глазам) 

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво (повороты вправо, влево)

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,

И направо, и ещё, через левое плечо.

Дружно встанем – раз, два, три – (встали ровно, выпрямили спинки)

Мы теперь -  богатыри!

 В;-  Дети, я предлагаю вам, завершить создание коллективной композиции «Храмы Святой Руси», которую мы начали создавать на этой неделе.  (Художественно - продуктивная деятельность по выбору детей: аппликация, рисование, конструирование).Время работы 5 минут

 Пальчиковая гимнастика:

В;- Дети, давайте продолжим богатырскую гимнастику и проведем ее теперь для пальцев рук:

1,2,3,4,5 (пальчики «здороваются»),
Русь идём мы защищать – (указательный и средний пальцы правой руки идут по ладони левой руки).
Нам поможет щит и меч – (ладонь и скрещенные указательные пальцы).
Родину навек сберечь – (сцепить пальцы в «замок»).

Повторить 2 раза. (При повторе  - указательный и средний пальцы левой руки идут по ладони правой руки ).

  Воспитательпредлагает детям  сесть за столы парами.

 

Чудотворный  образ

Активное занятие №5

Работа в паре «Светлый образ»

Задание. Детям предлагается рассмотреть иллюстрации и определить, о каких добрых качествах Преподобного Сергия Радонежского они рассказывают

 1 Подготовительный этап

Присоединение

В;- Благодаря, праведной жизни Преподобный Сергий Радонежский  был причислен к  лику  святых и его чудотворный образ всегда будут помнить люди.

2.Индивидуальный этап. Время работы 5 минут.

 Откройте книгу для развития №3 «Светлый образ»  на стр. 26,  внимательно рассмотрите иллюстрации. Подберите к ним соответствующие слова и соедините линией.

3 Работа в паре

  Расскажите друг другу свое решение и придите к соглашению. Соедините линией соответствующие слова и иллюстрации. Время работы 5 минут.

4.Обсуждение в группе. Экспертная оценка

Одна из пар представляет результаты совместной работы. Заслушивание мнение других пар.

Воспитатель подводит итог:

В;- читает  отрывок  из Книги для развития №3»Светлый образ» на странице 22; …Во время сражения, которое происходило за сотню верст от Троицкой обители , вся братия молилась в храме, приклонив колено, а прозорливый Сергий чудесным образом видел ход битвы…..

5 Заключительный этап:

Вопросы к детям

В;- На что бы вы хотели получить благословение Преподобного Сергия Радонежского

В; Захотелось ли вам побывать в Свято –Троице-Сергиевой Лавре

В качестве домашнего задания  я предлагаю прочитать дополнительно произведения, которые даны на странице 27, в Книге для развития №3 «Светлый образ»

Рефлексия

 Дети  и воспитатель стоят в круге.

 В;- Из рода в род живет в России имя великого святого, всея Руси чудотворца, Преподобного Сергия Радонежского, великого избранника Божия.

2 января 2021 в 17:14

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.